Miles Davis(Майлс Дэвис)

Miles Davis(Майлс Дэвис)

Теги: Херби Хенкок Диззи Гиллеспи Чик Кореа Джон Маклафлин

Майлс Дэвис — больше, чем просто джазмен. Он — культовая фигура даже для тех, кто не отличает бибоп от фьюжна. Это может показаться странным — ведь Дэвис делал карьеру, игнорируя ожидания критиков и публики. Но это всего лишь ещё один парадокс, связанный с этим легендарным музыкантом.

 Майлс родился в Элтоне (штат Иллинойс) 26 мая 1926 года. Рос он в Ист-Сент-Луисе в семье среднего достатка, играл в школьном оркестре и в нескольких местных R&B-группах. Скоро он серьёзно увлекся джазом, особенно новой манерой игры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Отец Дэвиса послал его учиться музыке в Juliard, но Майлс там долго не задержался — в 1946-1948 он уже играл в квинтете Паркера. Поначалу было трудно, так как Майлс еле справлялся с головокружительно быстрыми ритмами и сменой аккордов "Пташки". Однако, он быстро освоился и за время выступлений с Паркером значительно вырос как музыкант.

После этого Майлс начал играть в группе совершенно другой направленности. В неё входили Д.Д. Джонсон, Ли Конитц, Джерри Маллигэн, Джон Льюис и Макс Роуч. Все они отлично играли боп в более спокойной манере, что соответствовало темпераменту Дэвиса. Аранжировки Льюиса, Маллигэна, Джона Кариси и Джила Эванса прибавляли ещё большую уникальность музыке бэнда. Дэвис стал неформальным лидером группы, и в результате появилась классика джаза — Birth of the Cool.

Начало 50-х было для Дэвиса сумбурным по большей части из-за его пристрастия к героину. В этот период он стал хуже выступать. Однако, к середине декады он воспрял духом и создал свой первый квинтет, состоявший из Джона Колтрейна, Реда Гарланда, Пола Чемберса и Филли Джо Джонса. Проекта стал очень популярным, и они записали несколько серьёзных альбомов на студии Prestige — Cookin", Steamin", Workin" и Relaxin".

Когда квинтет распался, Дэвис снова стал работать с аранжировщиком Джилом Эвансом. Так появились такие прекрасные альбомы, как Porgy and Bess и Sketches of Spain.

 В конце 50-х с секстетом (Колтрейн, Джулиан "Cannonball" Адерлей, Билл Эванс, Пол Чемберс и Филли Джо Джонс) был записан один из самых известных в джазе альбомов Kind of Blue.

 В 60-х Дэвис собрал второй квинтет, в составе которого играли Уэйн Шортер, Херби Хенкок, Тони Уиллиамс и Рон Картер. Музыка этой группы была более сложной смесью экспериментов с поздним бопом, импровизациями и формами свободного джаза. Поклонников Дэвиса завораживала музыка его проекта, ей восхищались критики, музыканты и поклонники новых течений в джазе. Недавно всё наследие группы было выпущено в виде сборника на шести CD (1965-1968) на студии Columbia.

С приходом 70-х Майлс понял, что рок пришел на смену джазу и стал музыкой нового поколения. Чтобы не остаться позади, он начал выступать с электронным бэндом: электрогитара, электробас, несколько синтезаторов и даже электротруба. Его звук стал "булькающим", тяжёлым и мрачным, что отпугнуло многих поклонников джаза и критиков. Однако, никто не отрицал силу музыки Дэвиса. Было продано 400 000 копий альбома Bitches Brew (1969), который был признан самым популярным джазовым альбомом всех времён. В состав группы входили Чик Кореа, Херби Хенкок, Джон Маклафлин и многие другие. Они и стали опорой такого направления в джазе, как фьюжн.

На протяжении 70- и 80-х Дэвис продолжал выступать и записываться, играть с электронными группами, заменив трубу органом и повернувшись спиной к зрителям на концертах. Некоторые из его минималистских экспериментов, которые он проводил в 70-х, предрекли появление эмбиента и электронной музыки, ставшей модной уже в 80- и 90-е годы. Майлс Дэвис умер в 1991, но его музыка, стиль и последователи продолжают влиять не только на джазовую музыку, но и на всю современную культуру.

 по материалам:  www.acidjazz.ru

Комментарии

captcha

14.02.2017 |

10.05.2017 |

©  2005—2014 Интернет–радиостанция «JazzNet.ru»
Rambler's Top100
джазовая энциклопедия
Интернет радио