Grover  Washington. JR (Гровер Вашингтон Младший)

Grover Washington. JR (Гровер Вашингтон Младший)

Теги: Marcus Miller Herbie Hancock Grammy Dave Grusin Билли Кобэм

Гровер Вашингтон Младший родился 12 декабря 1943 года в Буффало, штат Нью-Йорк. Мать будущего музыканта пела в церковном хоре.

Отец был саксофонистом-любителем и коллекционировал джазовые пластинки на 78 оборотов. Родители купили Гроверу саксофон, когда ему было 10 лет. “Как только я научился играть , - говорит Гровер, - я частенько пробирался в клубы, чтобы посмотреть на таких музыкантов, как Джек МакДафф (Jack McDuff), Гарольд Вик (Harold Vick) и Чарльз Ллойд (Charles Lloyd).

Жизнь профессионального музыканта началась для меня в возрасте 12 лет. Я много играл ритм-н-блюз, блюз и то, что мы тогда называли гат-бакет (gut-bucket)”.
Вскоре после того, как Гровер уехал из Буффало на Средний Запад для работы в группе под названием “Four Clefs” ("Четыре ключа"), он был призван в армию, где ему посчастливилось завязать весьма важные знакомства. Барабанщик Билли Кобэм, входивший вместе с Гровером в армейский ансамбль, представил его нескольким известным нью-йоркским музыкантам, в результате чего Гровер вскоре начал работать по найму в Филадельфии и Нью-Йорке. Примерно в то же время Гровер познакомился в Филадельфии со своей будущей женой Кристин, которая стала также его постоянным деловым партнером. Их свадьба состоялась в 1967 году, вскоре после увольнения Гровера из армии, и с тех пор они неразлучны. У них есть сын, Гровер III, который был со-продюсером номинированной на Grammy песни “Summer Сhill”, а также дочь Шана.

Поработав в группе органиста Чарльза Ерланда (Charles Earland) и поучаствовав в записи для лэйблов CTI и Prestige в качестве рядового участника джаз-оркестра, Гровер записал альбом "Breakout" с Джонни Хэммондом (Johnny Hammond). Альбом стал бестселлером и утвердил имя Гровера как саксофониста-новатора.
1971 г. стал переломным в карьере музыканта. Однажды Хэнк Кроуфорд (Hank Crawford) не смог в назначенный день принять участие в записи нового альбома. На замену ему был выбран Гровер. Результатом стал диск “Inner City Blues”, вышедший в том же 1971 году. Сам Гровер в это время подрабатывал грузчиком в филадельфийской оптовой фирме по продаже аудио продукции. “Я разгружал коробки, на которых было написано моё собственное имя”, - вспоминает Гровер с иронией.

Душевный, утонченный звук, присущий исполнению Гровера, развивался в течении всех 70-х годов, и успех трёх следующих альбомов - “All the King’s Horses”, “Soul Box” и особенно “Mister Magic” - дал ему, как уже популярному музыканту, возможность выступать с разовыми концертами в больших залах, и открыл дорогу для сессионной работы с такими исполнителями, как Боб Джеймс (Bob James), Рэнди Вестон (Randy Weston), Эрик Гейл (Eric Gale) и Дэйв Грузин (Dave Grusin). Вышедшие впоследствии альбомы “Feels So Good”, “A Secret Place”, “Live At The Bijou”, “Reed Seed”, “Skylarkin’”, и “Paradise” ещё более развили успех Гровера.

Вышедший в 1980-м году альбом “Winelight” принёс Гроверу звание ведущего исполнителя - инструменталиста. Этот диск получил 2 премии "Grammy" в номинациях "лучшая запись в стиле джаз-рок" и "лучшая песня в категории ритм-н-блюз" (“Just the Two of Us”). Журнал “DownBeat Magazine” писал: “Вашингтон играет с изысканной интонацией, диапазоном и мастерством - всегда в совершенстве.” “Boston Herald - American” назвал альбом “истинным шедевром художника, обладающего способностью сочетать лучшие элементы стилей поп, соул и джаза и трансформировать их в уникальную форму, присущую только ему”. Альбом “Winelight” стал платиновым, и к сегодняшнему продан тиражом свыше 2.000.000 копий.
Последующие альбомы еще более упрочили репутацию Гровера. Альбом “Come Morning” (1981) с участием перкуссиониста Ральфа МакДональда (Mac Donald), барабанщика Стива Гэдда (Steve Gadd), гитариста Эрика Гейла (Eric Gale), пианиста Ричарда Ти (Richard Tee), басиста Маркуса Миллера (Marcus Miller) и вокалиста Грейди Тейта (Grady Tate) принёс Гроверу четвёртый "Золотой Диск".

После выхода альбома “The Best Is Yet To Come” вокалистка Пэтти Лабэлл (Patti Labelle) за участие в заглавной композиции была номинирована на “Grammy”.
Изюминкой альбома “Inside Moves” (1984) стал вокал Джона Люсьена (Jon ).
Для создания “Strawberry Moon” (1987) Гровер объединился с легендарным блюзовым гитаристом Би Би Кингом (B.B.King) и вокалисткой, поющей в стилях джаз и ритм-н-блюз Джин Карн (Jean Carne).

В альбоме “Then And Now” (1988), созданном при участии таких звезд джаза, как Томми Флэнаган (Tommy Flanagan), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Рон Картер (Ron Carter) и Марвин "Смитти" Смит (Marvin "Smitty" Smith), отразились различные грани таланта Гровера .

Композиция “Sacred Kind of Love” из альбома “Time out of Mind” (1990), исполненная певицей Филлис Хайман (Phyllis Hyman) стала хитом.


В альбоме “Next Exit” (1992) Гровер исследовал различные музыкальные направления: создал свой вариант классической мелодии Пола Дезмонда (Paul Desmond) “Take five”, изменив название на “Take another five”; объединился с “The Four Tops” и Лалой Хэтэвей (Lalah Hathaway), и даже погрузился в рэп...

Альбом акустических баллад “All My Tomorrows” (1994) был создан в компании таких светил современного джаза, как пианист Хэнк Джонс (Hank Jones), трубач Эдди Хэндерсон (Eddie Henderson), басист Джордж Мрэз (George Mraz), ударники Билли Харт (Billy Hart) и Льюис Нэш (Lewis Nash), а также вокалист Фредди Коул (Freddie Cole), брат легендарного Нэта "Кинг" Коула, принявший участие в записи нескольких композиций.
Альбом “All My Tomorrows” отличает лирический подход, уважение к классической традиции и глубина её выражения. Это - очень личная работа, к которой стоит возвращаться снова и снова. Возможно, продюсер Тод Баркан (Todd Barkan) лучше всех выразил то, что заложено в этом альбоме, цитатой, которую они с Гровером много раз слышали от Декстера Гордона: “Леди и джентльмены! Надеюсь, мы дадим вам нечто такое, что вы сможете положить под подушку”.

После “All My Tomorrows” основным направлением творчества Гровера стал классический джаз. Однако с выходом альбома “Soulful Strut” музыкант вернулся к манере исполнения, созданной им в 70-е годы, для которой характерно сочетание “ажурных” мелодий и заразительного ритма. По признанию критиков, этот альбом - вершина творчества музыканта.

Следует упомянуть, что в начале 80-х годов, параллельно своей сольной работе, Гровер сыграл важную роль в создании филадельфийской группы “Pieces of a Dream” и стал продюсером трех её альбомов.
Все эти успехи, а также многочисленные награды и заслуги, которыми был отмечен Гровер Вашингтон Младший как продюсер, исполнитель и композитор за два с лишним десятилетия своей карьеры, сделали его ключевой фигурой современного джаза и известной личностью современной культуры вообще. Одно упоминание его имени, или звук его саксофона сразу находят отклик в сердцах слушателей во всем мире.
Можно услышать Гровера, исполняющего национальный гимн на чемпионате по баскетболу (он всегда был страстным поклонником этой игры), выступающего перед миллионной аудиторией в День Независимости 4 июля , или, при полном аншлаге, в нью-йоркском джазовом клубе “Blue Note”. Гровер даже был приглашен на инаугурацию президента Клинтона, а недавно выступал на праздновании его 50-летия в концертном зале “Radio City Music Hall”.

Размышляя над всем этим, Гровер говорит: “Я благодарен людям, которые вдохновляли меня все эти годы: Декстеру Гордону (Dexter Gordon), Роузэну Роланду Кёрку (Rahsaan Roland Kirk), Стэнли Тэрэнтайну (Stanley Turrintine), Кэннонболлу Эддерли (Cannonball Adderly), Сонни Роллинзу (Sonny Rollins), Оливеру Нельсону (Oliver Nelson)... Хотелось бы верить, что одна из причин моей продолжительной популярности - в том, что я не повторяюсь.” И добавляет: “Мне нравится расти, постоянно прибавлять новый стежок к моему музыкальному гобелену”. “Просто я остаюсь верен тому, что подняло меня на музыкальный пьедестал”.

 

Комментарии

captcha
©  2005—2014 Интернет–радиостанция «JazzNet.ru»
Rambler's Top100
джазовая энциклопедия
Интернет радио