Sonny Rollins(Сонни Роллинз)

Sonny Rollins(Сонни Роллинз)

Теги: JAZZ Blue Note sax Contemporary

в течение 40 лет остается одним из истинных джазовых гигантов такого же класса, как великие тенор - саксофонисты всех времен: Колман Хокинс, Лестер Янг и Джон Колтрейн. И всё же при всей своей импровизационной гениальности Сонни Роллинз оставался, в какой то степени, "гласом вопиющего в пустыне" до тех пор, пока Джон Колтрейн качественно преобразовал джазовую сцену в начале 60-х.

Роллинз родился 7 сентября в Нью-Йорке. Он начинал играть на фортепиано, перешел на альт саксофон, когда учился в школе, и, в конце концов, в 1946 году остановил свой окончательный выбор на тенор - саксофоне. После записи дебютного альбома с Бэбсом Гонзалесом (Babs Gonzales) в 1949 году Роллинз играл с Дж.Дж.Джонсоном (J.J. Johnson), Бадом Пауэлом (Bud Powell) и Фэтсом Наварро (Fats Navarro).

Музыкальная одаренность позволила Роллинзу попасть в джазовый мир сразу же после своего старта, и в 1951 году он начал записываться с Майлзом Дэвисом, а спустя два года - с Теллониусом Монком. После короткого периода временного бездействия в 1955 году Роллинз присоединился к квинтету барабанщика Макса Роуча и трубача Клиффорда Брауна (Max Roach-Clifford Brown Quintet), где и оставался до смерти Брауна в 1957 году. Начиная с этого момента, он всегда был лидером.

Записи 1957-59 годов напоминают не только о его выдающихся достижениях, но содержат наиболее блестящие импровизации современного джаза. Это можно сказать об альбомах: Saxophone Colossus (Prestige), Way Out West (Contemporary), Freedom Suite (Riverside) и различных выступлениях в джазовом клубе Blue Note.

 В 1959 джазовый критик Гюнтер Шуллер удостоил высшей похвалы игру Роллинза на композиции "Blue 7" из альбома "Saxophone Colossus". Шуллер увидел способности Роллинза разбивать мелодическую тему на элементы орнамента и работать в каждом элементе узора с полной самоотдачей как композитора, - вместо обычной джазовой методологии использования аккордовых последовательностей. Серия превосходных записей Роллинза на студиях Prestige, Blue Note, Contemporary и Riverside в 50х позволила ему достичь пика своего мастерства, и он получил титул лучшего тенор-саксофониста, по крайней мере, еще до того, как Колтрейн занял в джазе свое видное положение мэтра.

 В дальнейшем большинство экспертов согласились, что в своих сольных выходах он начисто переиграл Колтрейна в их совместной записи альбома "Tenor Madness". Поэтому решение Роллинза оставить музыку в 1959 году повергло джазовый мир в шок. Он вернулся в 1962 году с альбомом "The Bridge" с гитаристом Джимом Холлом, басистом Бобом Крэншоу (Bob Cranshaw) и барабанщиком Беном Райли (Ben Riley). Название альбома происходит из его легендарной практики музицирования на Вильямсберском Мосту в Нью-Йорк во время "простоя". Временами он приглашал в свой состав кларнетиста из группы Орнета Колмана - Донна Черри (Don Cherry). Его игра стала несколько более эксцентричной, чем раньше, и Роллинз вновь достиг прекрасных результатов и широкого признания публики.

После различных записей в 60-х годах, включая несколько проектов на Impulse!, он в 1968-м путешествовал в Индию, но что-то опять заставило его покинуть сцену и оставаться вне поля зрения до ноября 71-го. После возвращения в 1971 году Сонни Роллинз стал более открыт воздействию ритм-энд-блюзовых ритмов и поп музыки, и его записи с этого времени не всегда были совершенными (он часто использовал оркестрантов не своего уровня), но Роллинз по прежнему оставался тонким солистом. Его умение привносить в джаз элемент неожиданности и нестандартный материал, его сольные импровизационные полеты без аккомпанемента и ритмическая свобода обеспечили Сонни Роллинзу статус великого мастера джаза середины 90-х годов.

http://disc.dp.ua/

Комментарии

captcha
©  2005—2014 Интернет–радиостанция «JazzNet.ru»
Rambler's Top100
джазовая энциклопедия
Интернет радио